В Пермской художественной галерее, которая сейчас находится на Окулова, 75, завершилась подготовка к открытию выставки «Грехопадение. Кто поправил Мартина де Воса». Экспозиция рассказывает об одной картине 16-го века, во время реставрации которой обнаружили скрытое изображение Бога.
Четыре сотни лет разные люди в разных местах в разные эпохи, рассматривая картину неизвестного нидерландского художника «Грехопадение», даже не подозревали, что под верхним слоем краски скрыт образ Бога-Отца — будто так и было задумано.
В реставрационной мастерской Пермской художественной галереи процесс восстановления экспонатов идёт непрерывно. Произведения искусства, как и люди, стареют и со временем требуют к себе всё больше внимания.
Ирина Субботина специализируется на графике — к каждой работе исключительно индивидуальный подход.
Библейскому сюжету про Адама и Еву в Райском саду возвращали авторский вид во Всероссийском художественно-реставрационном центре имени Грабаря в Москве. Оказалась там картина из-за небольшого насекомого, которое, по сути, стало началом цепочки событий, которая привела к открытию нового и созданию экспозиции.
На выставке также представлен пример того, как жук-точильщик может повредить картину. Это икона, оборотная сторона, и вот лётные отверстия жука на том самом произведении, которое было отреставрировано.
Но кто и зачем скрыл такую важную деталь? Ответ кроется в нравах того времени, а именно в истории противостояния католиков и протестантов.
Игорь Мартынов, главный научный сотрудник Пермской художественной галереи: "Вполне вероятно, владелец этой работы не захотел расстаться с ней, а может, нанял какого-то художника для того, чтобы сохранить живописное произведение, художник спрятал изображение Бога-Отца под пейзажем, благодаря этой особенности картина сохранилась".
Исследование позволило посмотреть на исторические эпохи в новом ракурсе и найти ответы на различные вопросы. Например, как связано изображение Райских кущ с событиями Тридцатилетней войны первой половины XVII века.
Вадим Лыгин, хранитель коллекции нумизматики Пермской художественной галереи: "Здесь мы показываем монеты, напрямую связанные с Тридцатилетней войной: солдатики, битвы, а здесь ради чего и на что велась эта война".
А ещё здесь представлены старинные книги, гравюры, карты, дающие пищу для размышлений и возможность понять, что происходило в те давние времена.
Ольга Старцева, заместитель директора по науке Пермской художественной галереи: "Мы видим количество потерь с обеих сторон, у протестантов и католиков, примерно одинаковое, численность войск где-то у католиков больше, в какие-то моменты у протестантов, но треть населения Германии была уничтожена, и многие земли выжжены и уничтожены, это была страшная картина".
Увидеть «Грехопадение» в первозданном виде можно в Пермской художественной галерее, которая сейчас находится на Окулова, 75 до 16 марта.