Трамвайному движению в Перми исполнилось 95 лет. Юбилей отметили тем, что выпустили на линию старенький КТМ-5, его теперь называют ретро-вагоном, хотя еще несколько лет назад такие можно было встретить часто на улицах краевой столицы. О прошлом и настоящем пермского трамвая.
Билет на память, да и ещё и от кондуктора, что теперь бывает только по праздникам. На таком трамвае Елена отработала 13 лет, воспоминания самые добрые. Да и пассажиры с радостью разглядывают вагон. Владимир специально узнал расписание, чтобы прокатиться: на КТМ-5 он трудился водителем.
Владимир Кобяков: "Он не электронный — там всё — контакторы, реле, которые щелкают. Это такое что-то тёплое, ламповое".
Именно КТМ-5 у большинства пермяков ассоциируется с классическим образом трамвая. Однако первой на линию вышла другая модель. Историк Андрей Маткин держит в руках точную копию.
Андрей Маткин, историк ПГГПУ: "Внешняя отличительная особенность — на потолке окно, так называемый крышевой фонарь — это окно на потолке. Оно делало трамвай очень красивым, светлым. Пассажиры первого пермского трамвая, которые ехали 7 ноября 1929 года, они видели эти все дома".
В парке «Россия — моя история» сохранился колокол, с помощью которого объявляли остановки.
Елена Комарова, ведущий научный сотрудник культурно-просветительского центра исторического парка «Россия — моя история»: "Людей было очень много, поэтому звук должен был быть очень громким".
Уже была и бескондукторная оплата: сначала в салонах трамваев ставили кассы, затем появились компостеры.
Трамваи доставляли продовольствие, дрова, перевозили раненых, когда Молотов был госпитальной базой. Сегодня это ещё и музейные экспонаты, благодаря которым можно буквально прогуляться по страницам истории.
КТМ-1, ходил в середине прошлого века. Всё внутри было деревянным, об отоплении речи даже не шло.
КТМ-5 вышел на пермские улицы в 70-х, сидения стали мягкими, в их основании появились печки, топили порой даже чересчур.
На смену самой массовой в мире модели трамвая пришли "Львы" и "Львята" - с разъёмами для зарядки телефонов, климат-контролем и, как сейчас говорят, с эргономичными местами для пассажиров.
Ежегодно пермские трамваи перевозят 30 миллионов человек. На линии работает самый длинный в России трёхсекционный состав.
Виталий Максимов, пресс-секретарь департамента транспорта администрации Перми: "На основе таких акций пассажиры и могут оценить то, каким трамвай становится по сравнению с тем, каким был раньше. Поставка новых вагонов позволила снизить средний возраст трамвайного парка в Перми с 16 до 8 лет".
Возможно, поэтому даже холодным ноябрьским днём старый трамвай на линии — это повод улыбнуться и поностальгировать.