В краевом Минприроды заявили, что в зоне вредного влияния шахтных вод Кизеловского угольного бассейна находится больше миллиона человек. По данным ведомства, в Каму сегодня попадает столько же тяжелых металлов, сколько их в миллионе тонн батареек.
Трубу из ближайшего колодца житель Кизела Владимир Латун проложил много лет назад. Раньше использовал для питья — сегодня воду не сойдет и за техническую. Всё из-за её коричневого цвета, который сегодня становится всё ярче.
Владимир Латун: "Заметил, что на краю оврага стала проступать эта коричневая жижа, которой никогда не было. Желтая, коричневая бежит. Конечно, кислотная. Сейчас не видно, а летом это ужас".
Увидеть проблему, впрочем, можно и зимой. На кадрах с воздуха — речные пороги, не дающие застыть воде.
Вот одноименная речка Кизел — проходит через весь город. Сейчас она подо льдом. Однако, на редких проталинах виден ярко рыжий окрас воды.
Проблемы с водой в реках здесь начались в 2002 году с остановкой добычи угля. После закрытия рудников — в шахтах стала скапливаться и загрязняться талая вода — теперь она изливается в местные реки.
Эльвира Рыкова: "Когда маленькая была, здесь чистая была вода — здесь у нас был паром, рыба водилась. А потом, как шахты закрыли, стало шахты затоплять, видимо, вся вода из шахт стала поступать сюда в эту речку".
Ну, а дальше по течению —в Косьву, далее в Яйву, а позже и в главную реку Прикамья — Каму, говорит заслуженный эколог России Николай Максимович. Ежегодно в реки бассейна попадает 280 тысяч тонн вредных веществ — бериллий, марганец, алюминий, железо. Примерно столько же, сколько в миллионе тонн батареек.
Николай Максимович, заместитель директора по научной работе ЕНИ ПГНИУ: "Это очень значительные объемы, тем более, с такой концентрацией вредных веществ. Это всё попадает в Камское водохранилище. А Камское водохранилище является источником водоснабжения миллионного города Перми".
Сейчас в Пермском крае собираются создать дорожную карту совместных с федеральными ведомствами действий по уменьшению опасности. Проблема с изливами кислых вод из заброшенных угольных шахт не терпит отлагательств. Такой вывод в конце январе был сделан во время осмотра Губахи и Кизела с высоты.
Дмитрий Беланович, министр природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края: "Будут приняты решения и по обследованию, и по принятию решения количества объектов, и по уникальности тех технологий, которые необходимо применить".
Сами же люди к проблеме грязных рек за несколько десятилетий уже привыкли. Купаться ездят на Александровские озера, а воду для питья берут из-под крана. Однако признаются, перед употреблением - обязательная фильтрация и кипячение.