• Пермский край
  • Обновлено в 13:02
news-details
Наука и техника

Лёгкого полёта! В Перми представили композитную лопатку для авиадвигателя ПД-35

Прорывную для отечественного авиадвигателестроения технологию представили в Перми. Лопатка вентилятора российского двигателя ПД-35 впервые выполнена из композитных материалов, что позволяет делать самый большой в перспективе авиадвигатель в стране на 400 килограммов легче.

Летать может только то, что красиво, а еще желательно не особенно тяжело. Так что главную героиню сегодняшней пресс-конференции молодой инженер-конструктор Юлия Пикулина несет без труда. Вот она - первая российская лопатка вентилятора авиадвигателя из композитных материалов.

ПД-35 - сегодня самая перспективная разработка отечественных конструкторов. Этот двигатель тягой 35 тонн планируется устанавливать на широкофюзеляжные самолеты. Такого большого двигателя в нашей стране никогда не делали. Поэтому проект по праву считается перспективным, для него осваиваются критические технологии, в том числе лопатка вентилятора из полимерных материалов.

В эволюции авиационных двигателей в новейшее время было несколько технологических прорывов. У ПД-14 лопатки полые, из титана. У ПД-35 они будут уже полностью из композитных материалов.

Главная проблема больших двигателей - большой вес, значительная часть которого приходится на вентилятор. Композитные лопатки, в сравнении с металлическими, позволяют снизить общую массу двигателя ПД-35 на 400 килограммов.

Александр Иноземцев, управляющий директор-генеральный конструктор «ОДК-Авиадвигатель»: "Американцы шли к этой технологии примерно 20 лет. Нам удалось несколько быстрее эту проблему, не могу сказать решить, мы в начале пути, но мы совершили очень серьезный прорыв в этом направлении".

На сегодня проведен первый этап испытания новых лопаток. А так как ПД-35 пока только проектируется, технологию оттачивают на уже работающем ПД-14. Разница только в размерах.

Валерий Гейкин, заместитель генерального директора-руководитель приоритетного технологического направления «Технологии двигателестроения» АО «ОДК»: "Первые испытания, которые прошли, показали, что мы на правильном пути, и принципиально мы можем делать такие лопатки. Вот это дает нам уверенность в том, что эта работа будет, конечно, выполнена, сложнейший двигатель будет разработан. И это залог большого успеха".

Для создания ПД-35 авиаконструкторам предстоит освоить еще два десятка критических технологий. Но первый шаг в этом направлении уже сделан, опытное производство композитных лопаток налажено в Перми.