• Пермский край
  • Обновлено в 17:11
news-details
Общество

Шаурма раздора: почему поссорились православные и продавцы фастфуда

Скандальная история с пермской "божественной" шаурмой буквально за сутки дошла до Москвы и уже широко обсуждается и там. Поводом для столь широкого освещения стала гневная публикация секретаря Пермской православной епархии Андрея Литовка, которую он разместил на своей странице в одной из социальных сетей.

Еще весной пермское кафе быстрого питания разместило в интернете рекламу своего заведения с использованием христианского символа нимб и словами «божественная шаурма». Разглядели этот слишком смелый маркетинговый ход только сейчас.

То, что они оказались в центре внимания, Ксения в курсе, хотя времени на интернет нет, говорит девушка - клиенты идут, утром и вечером более массово, а сейчас ещё больше.

Ксения: "Стало больше интересоваться людей, не в очень огромном количестве, но, мне кажется, всё равно, реклама была".

Рекламы много, вся в интернете - на страничке кафе. Но вот такая - с нимбом и крылышками - одна. Как оказалось, именно это изображение сыграло роль спички у пороховой бочки.

Реклама, всем известно, двигатель торговли, но иногда на неё следует достаточно бурная реакция. И при таком популярном блюде, взятом за основу, начинают разгораться нешуточные страсти.

Секретарь пермской епархии Андрей Литовка таким подходом к продвижению блюда возмутился в интернете, назвав рекламу «божественной шаурмы» форменным безобразием.

Цитата: «Подаём заявление в полицию! Такое пропускать нельзя! Поступает множество звонков в Пермскую епархию от возмущённых людей».

Почему именно сейчас, тоже вопрос, потому что этот коллаж был опубликован ещё в апреле. Сейчас владелица кафе Вероника рекламу удалила. На встречу приехать она не смогла, объяснила свою позицию по телефону.

Вероника, владелец кафе: "Ничьи чувства я не хотела, конечно же, оскорбить, обидеть. Просто слово «божественная» мы использовали в значении хорошей. Если заглянуть в словарь Ожегова, там так и написано, что это прекрасный, какой и является наша шаурма".

Уголовную ответственность здесь сложно представить, считает юрист Алексей Жучков. По его словам, вряд ли авторы ставили целью кого-либо оскорбить. Другой вопрос - насколько допустимо использование того же нимба, или образа ангела.

Алексей Жучков, юрист: "На мой взгляд, здесь имеются признаки ненадлежащей рекламы, поскольку есть у нас определённые требования к рекламе, и в частности эксплуатация и использование религиозных символов в рекламе не допускается. Но опять же, используется или нет религиозный символ, должен решить компетентный орган".

В данном случае - это региональная антимонопольная служба. Её руководитель сообщил, что в ближайшее время будет проведён экспертный совет. Заявлений в ведомство не поступало, отправной точкой стали многочисленные публикации в СМИ.

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю: "Эксперты в этой области выскажут своё мнение, как это вообще влияет на отношение потребителя к рекламируемому товару, в данном случае это шаурма. И если там есть нарушение, мы будем принимать решение возбуждать дело о нарушении законодательства о рекламе, либо отказать в возбуждении".

Шаурма и шаверма, это уж кому что нравится - плотно обосновались на российских просторах. И учитывая количество точек, где готовят эти блюда, можно предположить конкуренцию в битве за желудки пермяков. Так что реклама, порой на грани фола, имеет место быть, ведь блюдо популярное, говорят эксперты.

Что касается проверки УФАС, своё решение управление планирует озвучить ориентировочно через две недели. А по поводу правоохранительных органов - в полиции сообщили, что к ним обращений пока не поступало.