• Пермский край
  • Обновлено в 19:07
news-details
Общество

"Как на Марсе": борьба с борщевиком привела к плачевным последствиям

Экологический скандал разгорается в пермском микрорайоне Запруд. Жители домов, расположенных вдоль речки Малая Мотовилиха, всерьез обеспокоены тем фактом, что на склонах речного лога больше ничего не растет, кроме борщевика. Последний прошлым летом здесь травили специальными химикатами. Да только ядовитый сорняк взошел вновь, а вот нормальная трава - нет. И даже деревья засохли.

Теперь в долине реки Малая Мотовилиха нет ни молодых деревьев, ни ягод, и это при том, что на улице середина июля. Причина не капризы природы, а дело рук человеческих. Вся растительность здесь была уничтожена еще летом прошлого года. Трава не восстанавливается даже после весеннего посева.

Долина реки Малая Мотовилиха на 1-й Кольцевой любимая точка многих местных: собирают ягоды, из родника набирают воду.

О том, что год назад здесь травили борщевик, Виктор узнал случайно, об этом ему рассказали соседи.

Виктор Заковырин, местный житель: "Какие-то люди с ранцами, как космонавты, здесь часть территории обрызгали химикатами. Через некоторое время исчезла растительность. Как Марс. Мы поняли, что это была борьба с борщевиком. Прошел месяц-два-три, зелень не восстанавливается, маленькими кусочками - но начинает расти борщевик. Прошел год, химикаты не разрушились, и это вызывает опасения".

Опасения вызывает и тот факт, что примерно за км отсюда река впадает в одно из самых популярных в черте города водоём - Мотовилихинский пруд. Купаться в нем запрещено, но многих это не смущает.

Заказчиком работ является администрация Мотовилихинского района. Наши вопросы там переадресовали подрядчику, который заверил, что для истребления борщевика они применяли гербициды в безопасных для человека количествах.

Антон Черномордик, директор ООО «Научно-производительная фирма «ЭКО-ДЕЗ»: "На 1 гектар мы вносим 300 г. препарата, концентрация очень маленькая, она не опасна. Он сдерживает рост семян в течение 3 лет. Когда он полностью растворится, плодородие восстановится. Он может быть как-то опасен, хоть он относится к 3-4 классу опасности, он максимально опасен только при применении. Когда препарат высох, закрепился, ни для человека, ни для животных опасности он не представляет".

Несмотря на то что, по словам подрядчика, концентрация химикатов якобы небольшая, набирать воду из местного родника все-таки лучше не стоит, говорят эксперты.

Сергей Овеснов, доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники и генетики растений ПГНИУ: "На разных типах почв продукты разложения могут имеют разную токсичность. Сказать со 100% уверенностью, что все это безопасно - достаточно смелое утверждение, поскольку за последние 50-70 лет мы имеем массу примеров, когда объявленные безвредными пестициды и гербициды потом давали негативный результат после пяти-десятилетнего использования, они имеют тенденцию накапливаться, разлагаться по-разному, приносить ущерб и природе, и человеку".

Даже далекому от ботаники и химии человеку понятно, что если на земле ничего не растет больше года — значит, место мертво. Химикаты для уничтожения борщевика используют сейчас повсеместно, но нигде таких результатов пока не было. Так что заверениям подрядчика местные жители не верят и намерены писать жалобы в природоохранные ведомства.