• Пермский край
  • Обновлено в 04:42
news-details
Транспорт

Пожва - родина российского паровоза

185 лет назад в сентябре на Пожвинском заводе началось строительство первого в России ширококолейного паровоза, который претендовал на то, чтобы отправиться на работу на первую в стране железную дорогу. Но чиновники решили иначе, отдав предпочтение английским машинам. Однако заслуг пожвинских умельцев, с успехом доведших дело до конца, это никак не отменяет.

185 лет исполнилось со времени создания в Пожве первого в России ширококолейного паровоза «Пермяк». Малую модель презентовали в Санкт-Петербурге раньше - в 1829 году.

Со слов работника музея Алексея Панфилова, медная модель царским детям на потеху ушла, хранит ее Эрмитаж.

Судьба второй модели Петра Тета – «паровой коляски»– после столичной выставки 1833 года неизвестна.

Третий паровоз сгорел неготовым в том же году.

Алексей Панфилов, хранитель музея, библиотекарь Пожвинской сельской библиотеки-музея: «Здесь он уже показан с трубой и на рельсах, потому что на нашем заводе не только делали вот эти паровозы, но также делали прокатные станы, именно для изготовления рельс. Всеволожские, конечно, надеялись, что они получат заказ для Красносельской железной дороги, но все-таки было предпочтение отдано оборудованию из Англии».

Князья Всеволожские, в чьей вотчине был Пожевской завод, использовали «Пермяка» из котельного железа для связи между предприятиями. На государевом уровне Пожву признали родиной российского паровоза.

Ираида Гущина, заведующая отделом Пожвинской сельской библиотеки-музея: «Мы разработали такой проект — альбом для раскрашивания «Пожва». В этом альбоме сделаны наброски старинных архитектурных пожвинских зданий и изобретений, созданных здесь».

Завод, выпустивший также первые пароходы и газовые фонари, вместе с центром поселка в 1954 году затопило Камское водохранилище. Цеха разобрали, оборудование перенесли на другую площадку – судомеханическую.

От доменного цеха, где выплавлялся чугун для технических новинок, остался лишь корпус самой печи, что была в свое время самой крупной в Европе

Именно место домны занимает очаг поселковой культуры: музей-библиотека и досуговый центр. Оставленная на память труба мартеновской печи обращает внимание на досадную панораму разрушенного завода, где пожевляне трудились поколениями. Фамилии передовых инженеров на слуху, а имена рабочих, участвовавших вместе с ними в техническом прогрессе, не опубликованы.

Алевтина Рудникова, жительница п. Пожва: «Большинство предков пожевлян работали на этом заводе, и поэтому практически каждый имеет отношение к изобретениям. А мы как потомки очень гордимся этим и считаем, что это наше общее большое достояние».

В будущем сентябре 270 лет со дня основания завода, но поселкообразующее предприятие 9 лет как не работает. В местной «Школе ремесел» достижения технической мысли заводчан отражают в пряничной истории.

Людмила Иконникова, президент Фонда сохранения культурно-исторического наследия «Пермское имение Всеволожских»: «Понятно, что на самом прянике текст написать невозможно. Мы, конечно же, про каждую дату более подробно пишем на обороте коробочки, и эта коробочка может являться таким учебным пособием. Конечно же, про паровоз тоже информация есть».

Дипломант Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» Фонд «Пермское имение Всеволожских» нынче надеется на победу с изобретениями Петра Соболевского - это термолампы и первые паровые двигатели, которые здесь собирались.

Тем временем на месте рождения первого паровоза ходят рыбацкие суда, а рядом копатели то ли собирают шлаки, востребованные в строительстве, то ли ищут монеты и прочий металл.