В художественной галерее в рамках выставки «Река и храмы. Купцы-пароходчики Каменские» представили Пермский иконостас Рериха. Есть мнение, что его автором действительно был знаменитый русский художник.
Пермский иконостас Рериха — это расхожее название, в сути которого надо разбираться. Некогда лучше всех это сделал искусствовед Евгений Маточкин.
Александра Пестова, главный научный сотрудник Пермской художественной галереи: "Он предполагает, что все 13 икон, а здесь 13 икон в этом иконостасе, были сделаны по эскизам Рериха, то есть непосредственно эскизы создавал Рерих, а иконы могли писать и другие художники".
Никаких подписей автор не оставил, но стиль не спрячешь. А кроме того, Николай Рерих действительно работал в Перми, по приглашению Ивана Каменского, над церковью Казанской божьей матери Успенского женского монастыря.
Надежда Беляева, Президент Пермской художественной галереи: "Мы можем, конечно, удивляться, он знаком с Рерихом, он знаком с Шишкиным, знаком с Айвазовским, знаком с Нестеровым, знаком с Серовым, да".
В 1920-м, после того как храм был закрыт, вся церковная утварь, включая иконостас, были переданы в музей. Почти полвека все лежало без дела. За это время монастырь почти весь снесли. В 70-е решено было убрать и Казанский храм. Но культурная общественность указала властям на уникальные майолики — таких в крае больше нет нигде.
Уникальна и сама архитектура храма. Это можно сказать неорусская классика, вобравшая в себя средневековые новгородские традиции церковного строительства.
Майолика — в данном случае — это крупная керамическая мозаика. Кроме того, как гласит народная молва, строителям напомнили трагическую историю одного электрика, осквернившего лик Богородицы.
Мать Мария: "Электрик, для того чтобы провести проводку, не нашел другого места, кроме как глаз на иконе Божьей матери. Глаз был пробит. И этот электрик погиб, был убит током".
По последним данным, церковь спроектировал сам Виктор Васнецов. Автор майолик пока не установлен. Что касается иконостаса, то искусствоведы стиль Рериха подтвердили. Теперь дело за историками, которые должны отыскать документы, прочно связывающие пермский иконостас с именем знаменитого ученого и художника.