• Пермский край
  • Обновлено в 17:47
news-details
Экономика

Вторая жизнь покрышек. В Прикамье с пользой утилизируют старые шины

В Пермском крае подошла к концу очередная экологическая акция, на этот раз призванная избавить регион от старых автомобильных покрышек. Организаторы все лето призывали предприятия, организации и просто частных лиц собирать старые шины и сдавать их на утилизацию. Принимали всё бесплатно и даже учредили приз для самого активного. Что в итоге вышло из этой затеи?

Город Краснокамск, Рябиновый переулок. Небольшой железный вагончик – пункт приема вторсырья. Сюда и ещё в несколько подобных мест, но уже в краевой столице до 25 сентября можно было сдать автомобильные покрышки. В день до 20 штук из одних рук. Самому активному – комплект новых в подарок. Людмила Седельникова говорит, что особого ажиотажа с шинами не наблюдала.

Людмила Седельникова, сортировщица пункта приёма вторсырья: "Чтобы участвовать в акции, это надо ездить собирать, но не всем это захочется".

В Перми возле панельного дома на Студенческой, 11 покрышки выполняют декоративную роль. Владимиру Сергееву, живущему в соседнем доме, по душе такой ЖКХ-арт.

Владимир Сергеев: "Облагораживают как-то, чего только нет и игрушки и растения, красиво сделали".

Вариантов преображения обычной покрышки в нечто бесчисленное множество. Самый распространенный – лебедь. Есть примеры современного искусства – жук-скарабей в Саду камней. Шины имеют четвертый класс опасности из пяти возможных. Степень угрозы идет по убыванию.

ЦИТАТА ГОСТ Р 54095-2010 Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин: «Отработавшие шины могут быть применены для создания искусственных рифов, амортизирующих барьеров на дорогах, шумопоглощающих ограждений, для обустройства детских площадок и прочее».

Наибольшую опасность представляют не покрышки сами по себе, а продукты их горения. В 2016 году под Мадридом из-за пожара на кладбище шин были эвакуированы девять тысяч человек. В Прикамье, к счастью, подобных ЧП не замечено.

Хулио Бареа, руководитель испанского отделения Greenpeace: "Это крупная экологическая катастрофа, последствия которой до сих пор сложно оценить, также неясно, как все эти ядовитые вещества повлияли на окружающую среду и подземные воды".

В целом по России ежегодный прирост отработавших шин оценивают приблизительно в 50 млн штук.

Какая городская речка без покрышки. Егошиха. Мостовой переход по улице Революции - сразу нашлась покрышка в воде. Срок разложения - не менее 100 лет. И если резиновое изделие не уберут, так оно здесь и останется. Ведь покрышка - не бумажка, просто так не поднять и не выкинуть.

Из переработанного сырья можно произвести резиновую крошку для детских и спортивных площадок, основания трамвайных путей, электроэнергию. В большинстве российских городов отсутствуют пункты постоянного или временного размещения этих отходов. В Пермском крае в этом направлении работает «Буматика». Собственно они же и запустили акцию по приему шин. Сделать это можно было бесплатно. Собрали 990 тонн или 50 тысяч покрышек. Обычно за утилизацию приходится платить из своего кармана 4 тысячи за тонну – или 40 рублей за штуку. И это минимальная цена и возможно своеобразный стоп-фактор для желания сделать мир чище.